На главную Биография Фотоархив

  1. I.Albeniz
  2. A.Segovia

    XX век принёс гитаре столь значительные, поистине революционные изменения, что стал веком второго её рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испа- ния словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба. Андрес Сеговия – художник рождённый эпохой Ренасимьенто – национального возрожде- ния, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испа- нии конца XIX - начала XX века. Вице-президент Мондел приветствует 
А.Сеговию в восточном зале Белого дома.
    Сегодня трудно себе представить, что в на- чале его карьеры двери концертных залов Ис- пaнии были закрыты для гитары…
    Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году был первым шагом на пути изменения судьбы гитары, на- чалом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.
    Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали фортепиано или скрипка,-высо- кохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара… Афиша одного из кон- 
цертов Сеговии в СССР.
  Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в круп- нейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лон- дона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым высту- пил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственны- ми пальцами гитара стала равной среди солирующих инструмен- тов – фортепиано, скрипки, виолончели. С именем Андреса Сего- вии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четы- ре приезда великого испанца в СССР – это не только триумфаль- ный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкаль- ных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия концертировал во многих городах…
    На вопрос: «Когда Вы начали играть на гитаре?» - Сеговия ответил: «До того, как я родился». В этом ответе, помимо свойственного артисту остроумия, заключён глу- бокий смысл.
    Гитара – символ Испании. В ней – её история, её душа. Гитаре народ доверяет «высказать» самые свои заветные чувства:
Тебе от сердца полноты
Отвечу песенкою старой:
«Пусть скажет за меня гитара».
(Перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник)
    Так Лопе де Вега в пьесе «Учитель танцев» устами Альдемаро, а с ним и вся Ис- пания выразили своё отношение к любимому инструменту. Андрес Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара, владение которой для испанца также естественно, как и дыхание. Понять Сеговию, проникнуть в это под- линно национальное явление невозможно, не прикоснувшись к его истокам – мно- говековой культуре, к традициям народного музицирования Андалузии – южной об- ласти Испании. Здесь Андрес Сеговия родился, здесь прошли его детские и юношес- кие годы.

    Где и когда родился Андрес Сеговия? На этот вопрос различные источники отве- чают по-разному. Энциклопедия испанской культуры утверждает, что «Андрес Се- говия родился в Хаэне 18 февраля 1894 года». Эти же данные приводят немецкая и итальянская энциклопедии.
    Однако, согласно данным «Музыкального лексико- на» Римана, Андрес Сеговия родился 17 февраля 1893 года в Линаресе. Те же даты приводит и американский «Биографический словарь музыкантов» Бейкера, но место рождения не уточняет: «близ Хаэна». Б.Вольман – автор книги «Гитара и гитаристы» утверждает, что «Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в Линаресе (Испания)», сопровождая эти данные сле- дующим пояснением: «Из числа противоречивых све- дений о времени и месте рождения Сеговии, приводи- мых в справочных изданиях, указанные данные, по-ви- димому, наиболее достоверны». Сам Андрес Сеговия, со свойственным ему чувством юмора, заметил однаж- ды, что исследователи вряд ли будут сражаться ради установления точной даты его рождения. «Правда зак- лючается в том, - говорит Андрес Сеговия, - что я родился 21 февраля 1893 года».
    Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте пост- роено большое четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».
    Через несколько недель после рождения Андресито его се- мья переехала в город Хаэн, знаменитый оливковыми рощами и свирепыми ветрами, способными заставлять колокола мест- ного собора отзываться мелодичным звоном. Возможно, что эти ветры и были причиной сильной простуды новорождён- ного Андресито, которая, судя по всему, должна была закон- читься трагически. Опасаясь, что ребёнок останется некрещёным, родители отнесли его в церковь. Но у Андресито оказалось достаточно сил, чтобы выплюнуть морс- кую соль, положенную ему в рот священником. Это было хорошим предзнаменова- нием: он выжил.
    Доминго Прату – автору известного «Словаря гитаристов», изданного в Буэнос- Айресе в 1934 году, - удалось разыскать акт крещения Андреса Сеговии, состоявше- гося в Хаэне в церкви св. Педро 24 марта 1893 года. Этот акт – единственный доку- мент, из которого мы узнаем имена родителей Андреса: отец Бонифасио Сеговия-и-Монторо, уроженец Линареса, и мать Роза Торрес Крус, уроженка Малаги. Имя Андресу было дано в честь его деда по отцовской линии.
    Доминго Прат отмечает, что в этом документе фамилия отца Сеговии приводится не с буквой «в», а с буквой «б»: Сегобия.
  Возвращаясь к далёким годам детства, Андрес Сеговия в «Автобиографии» с грус- тью вспоминает тот день, когда родители оставили его на попечение бездетных дяди Эдуардо и тёти Марии. Для того чтобы успокоить горько плачущего ребёнка, дядя взял его ручонку в свою и стал отбивать ритм песенки с такими словами:
Чтобы играть на гитаре,
Нужна сильна рука и настойчивость.

«Эта песенка, - писал Андрес Сеговия, - произвела на меня такое впечатление, что даже сегодня, вспоминая о ней,я ис- пытываю тёплое чувство. Это первое музыкальное зерно, брошенное в мою душу». Дядя Эдуардо не мог, конечно, и предположить, какой волшебной рукой и какой огромной настойчивостью будет обладать его племянник!
    «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в этом океане. Мой ост- ров — гитара», — писал впоследствии Сеговия в своем ав- тобиографическом очерке «Гитара и я». Интересным фактом становления Сеговии как музыканта-художника является то, что он всецело занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал историю, литературу, искусство, постигал тайны гитар- ного мастерства. По его словам, он был одновременно и учителем, и учеником. Но Сеговия-учитель был безжалостен и непримирим, а Сеговия-ученик усерден и при- лежен.
    В возрасте 14-ти лет, обладая внушительной музыкальной и технической подго- товкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Затем последовали концерты в Кордове, Севилье, Мадриде. Годом позже он дал 15 концертов в Барселоне, послед- ний из них — в Каталонском дворце музыки. Затем начались беспрерывные концер- ты и гастрольные поездки. В течение ряда лет Сеговия гастролирует по Испании, за- тем, после окончания первой мировой войны — в Южной и Центральной Америке.



    В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии полу- чило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены контр- акты на выступления во всех столицах Европы.
    В 1926—27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем объездил с концертами все страны Дальнего Востока.
    По поводу его гастролей в СССР нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что дело идет о ка- ких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара — инструмент очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии к Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодо- ление границ инструмента — и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неиз- вестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью» /* Луначарский А.В. Сеговия (К предстоящему концер- ту). Рабочий и театр, 1926, № 10/.
    В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б.В. Асафьев писал: «...Сеговия — прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дур- ного тона. Слушать его — своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, ин- тенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота инто- наций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное, не показ- ное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков — вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согреваю- щее звук (золотистый, сочный и нежный...) и жизненно его ритмующее» /** «Крас- ная газета» (веч. выпуск), 1926, № 66 (1070)/.
    Сеговия достиг огромной высоты художественного мастерства в овладении инст- рументом. Его безупречный музыкальный вкус и исполнительский талант дают ему право делать транскрипции сложнейших музыкальных произведений и создавать новый гитарный репертуар. Его одаренность вдохновила многих композиторов к сочинению пьес для гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос, Александр Танс- ман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико Морено-Торроба, Хоакин Родриго — вот неполный перечень имен композиторов, создавших новые ценные произведения для гитары Сеговии.
    А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества класси- ческой гитары в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго де-Компостелло присудил ему степень доктора философии и литера- туры; государственным университетом во Флориде ему присуждена степень доктора музыки.

    Андрес Сеговия побывал в 70-ти странах мира, и везде ему сопутст- вовал успех, никогда не оставлявший его, начиная с первого концерта в Гранаде. На одном из концертов он был назван великим патриархом гитары, и это в полной мере соответствует действительности!
Огромная благодарность http://ru68guit.km.ru за предоставленные материалы.
Сайт создан в системе uCoz