- I.Albeniz
- A.Segovia
|
   
XX век принёс гитаре столь значительные, поистине революционные изменения,
что стал веком второго её рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испа-
ния словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба.
Андрес Сеговия – художник рождённый эпохой Ренасимьенто – национального возрожде-
ния, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испа-
нии конца XIX - начала XX века.
    Сегодня трудно себе представить, что в на- чале его карьеры
двери концертных залов Ис- пaнии были закрыты для гитары…
   
Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году
был первым шагом на пути изменения судьбы гитары, на- чалом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.
   
Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало
того, чем обладали фортепиано или скрипка,-высо- кохудожественного
репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего,
в создании такого репертуара…
 
Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в круп- нейших залах
Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лон- дона и Парижа, Буэнос-Айреса
и Токио. Сеговия первым высту- пил в этих залах, преодолев веками сложившееся
мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственны-
ми пальцами гитара стала равной среди солирующих инструмен- тов – фортепиано,
скрипки, виолончели. С именем Андреса Сего- вии связано начало возрождения
гитары и в нашей стране. Четы- ре приезда великого испанца в СССР – это не
только триумфаль- ный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкаль-
ных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял
великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия
концертировал во многих городах…
   
На вопрос: «Когда Вы начали играть на гитаре?» - Сеговия ответил: «До того,
как я родился». В этом ответе, помимо свойственного артисту остроумия,
заключён глу- бокий смысл.
   
Гитара – символ Испании. В ней – её история, её душа. Гитаре народ доверяет
«высказать» самые свои заветные чувства:
Тебе от сердца полноты
Отвечу песенкою старой:
«Пусть скажет за меня гитара».
(Перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник)
   
Так Лопе де Вега в пьесе «Учитель танцев» устами Альдемаро, а с ним и вся Ис-
пания выразили своё отношение к любимому инструменту. Андрес Сеговия не мог бы
родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара, владение которой
для испанца также естественно, как и дыхание. Понять Сеговию, проникнуть в
это под- линно национальное явление невозможно, не прикоснувшись к его
истокам – мно- говековой культуре, к традициям народного музицирования
Андалузии – южной об- ласти Испании. Здесь Андрес Сеговия родился, здесь
прошли его детские и юношес- кие годы.
   
Где и когда родился Андрес Сеговия? На этот вопрос различные источники отве-
чают по-разному. Энциклопедия испанской культуры утверждает, что «Андрес Се-
говия родился в Хаэне 18 февраля 1894 года». Эти же данные приводят немецкая
и итальянская энциклопедии.
   
Однако, согласно данным «Музыкального лексико- на» Римана, Андрес Сеговия
родился 17 февраля 1893 года в Линаресе. Те же даты приводит и американский
«Биографический словарь музыкантов» Бейкера, но место рождения не уточняет:
«близ Хаэна». Б.Вольман – автор книги «Гитара и гитаристы» утверждает, что
«Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в Линаресе (Испания)»,
сопровождая эти данные сле- дующим пояснением: «Из числа противоречивых
све- дений о времени и месте рождения Сеговии, приводи- мых в справочных
изданиях, указанные данные, по-ви- димому, наиболее достоверны». Сам Андрес
Сеговия, со свойственным ему чувством юмора, заметил однаж- ды, что
исследователи вряд ли будут сражаться ради установления точной даты его
рождения. «Правда зак- лючается в том, - говорит Андрес Сеговия, - что я
родился 21 февраля 1893 года».
   
Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия,
не сохранился. На его месте пост- роено большое четырёхэтажное здание. На
прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893
года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города
Линарес, 1968».
   
Через несколько недель после рождения Андресито его се- мья переехала в
город Хаэн, знаменитый оливковыми рощами и свирепыми ветрами, способными
заставлять колокола мест- ного собора отзываться мелодичным звоном. Возможно,
что эти ветры и были причиной сильной простуды новорождён- ного Андресито,
которая, судя по всему, должна была закон- читься трагически. Опасаясь, что
ребёнок останется некрещёным, родители отнесли его в церковь. Но у Андресито
оказалось достаточно сил, чтобы выплюнуть морс- кую соль, положенную ему в
рот священником. Это было хорошим предзнаменова- нием: он выжил.
   
Доминго Прату – автору известного «Словаря гитаристов», изданного в Буэнос-
Айресе в 1934 году, - удалось разыскать акт крещения Андреса Сеговии,
состоявше- гося в Хаэне в церкви св. Педро 24 марта 1893 года. Этот акт –
единственный доку- мент, из которого мы узнаем имена родителей Андреса: отец
Бонифасио Сеговия-и-Монторо, уроженец Линареса, и мать Роза Торрес Крус,
уроженка Малаги. Имя Андресу было дано в честь его деда по отцовской линии.
   
Доминго Прат отмечает, что в этом документе фамилия отца Сеговии приводится
не с буквой «в», а с буквой «б»: Сегобия.
 
Возвращаясь к далёким годам детства, Андрес Сеговия в «Автобиографии» с грус-
тью вспоминает тот день, когда родители оставили его на попечение бездетных
дяди Эдуардо и тёти Марии. Для того чтобы успокоить горько плачущего ребёнка,
дядя взял его ручонку в свою и стал отбивать ритм песенки с такими словами:
Чтобы играть на гитаре,
Нужна сильна рука и настойчивость.
«Эта песенка, - писал Андрес Сеговия, - произвела на меня такое впечатление,
что даже сегодня, вспоминая о ней,я ис- пытываю тёплое чувство. Это первое музыкальное зерно, брошенное в мою душу».
Дядя Эдуардо не мог, конечно, и предположить, какой волшебной рукой и какой
огромной настойчивостью будет обладать его племянник!
   
«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам,
разбросанным в этом океане. Мой ост- ров — гитара», — писал впоследствии
Сеговия в своем ав- тобиографическом очерке «Гитара и я». Интересным фактом
становления Сеговии как музыканта-художника является то, что он всецело
занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал историю, литературу,
искусство, постигал тайны гитар- ного мастерства. По его словам, он был
одновременно и учителем, и учеником. Но Сеговия-учитель был безжалостен и
непримирим, а Сеговия-ученик усерден и при- лежен.
   
В возрасте 14-ти лет, обладая внушительной музыкальной и технической подго-
товкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Затем последовали концерты
в Кордове, Севилье, Мадриде. Годом позже он дал 15 концертов в Барселоне,
послед- ний из них — в Каталонском дворце музыки. Затем начались беспрерывные
концер- ты и гастрольные поездки. В течение ряда лет Сеговия гастролирует по
Испании, за- тем, после окончания первой мировой войны — в Южной и Центральной Америке.
   
В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии полу-
чило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены контр-
акты на выступления во всех столицах Европы.
   
В 1926—27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем
объездил с концертами все страны Дальнего Востока.
   
По поводу его гастролей в СССР нарком просвещения А.В. Луначарский писал:
«Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что дело
идет о ка- ких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара — инструмент
очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего
аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии к
Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодо- ление границ
инструмента — и притом не путем искусственного форсирования его, а путем
необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неиз-
вестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и
высокой музыкальностью» /* Луначарский А.В. Сеговия (К предстоящему концер-
ту). Рабочий и театр, 1926, № 10/.
   
В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б.В.
Асафьев писал: «...Сеговия — прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его
исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дур-
ного тона. Слушать его — своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм,
ин- тенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота
инто- наций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное,
не показ- ное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и
колористических оттенков — вот что особенно и главным образом привлекает в
феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это
так опошлилось. Сеговия
ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и
последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает
основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как
утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится
глубокое чувство, согреваю- щее звук (золотистый, сочный и нежный...) и
жизненно его ритмующее» /** «Крас- ная газета» (веч. выпуск), 1926, № 66 (1070)/.
   
Сеговия достиг огромной высоты художественного мастерства в овладении инст-
рументом. Его безупречный музыкальный вкус и исполнительский талант дают ему
право делать транскрипции сложнейших музыкальных произведений и создавать
новый гитарный репертуар. Его одаренность вдохновила многих композиторов к
сочинению пьес для гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос, Александр Танс-
ман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико Морено-Торроба,
Хоакин Родриго — вот неполный перечень имен композиторов, создавших новые
ценные произведения для гитары Сеговии.
   
А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества класси- ческой гитары
в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго де-Компостелло присудил
ему степень доктора философии и литера- туры; государственным университетом
во Флориде ему присуждена степень доктора музыки.
   
Андрес Сеговия побывал в 70-ти странах мира, и везде ему сопутст- вовал успех,
никогда не оставлявший его, начиная с первого концерта в Гранаде. На одном
из концертов он был назван великим патриархом гитары, и это в полной мере
соответствует действительности!
|
|